Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 17:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Какую фотосессию Вы хотите провести в ближайшее время?
Всего ответов: 48

Поиск

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта

Блог

Главная » 2013 » Январь » 21 » Что значит быть православным.
23:49
Что значит быть православным.
Что значит быть православным.

По данным Левада-центра, более 70% жителей России считают себя православными. Поэтому, Россию с полным основанием можно называть христианской страной. Но, многие ли из нас задумывались, что значит быть православным? Об этом мы беседуем с настоятелем церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери города Арзамаса протоиереем Николаем Ждановым.

 

- Отец Николай, что значит быть православным христианином?

- Это понятие достаточно широкое и существует много подходов в его определении. Наиболее мягкий из них -человек считается православным, если он крещен, хотя бы раз причащался, не отрицает Бога, не хулит Церкви. Таких людей - подавляющее большинство. Если же рассуждать более строго, то православный тот, кто воцерковлен. Это человек, который живет Церковью и не мыслит жизни без нее, регулярно исповедуется и причащается, посещает богослужения, соблюдает заповеди Христовы, изучает веру, читает Евангелие, Апостол, жития святых, богословскую литературу, пытается побороть в себе страсти… Таких людей не более 1-2 %. Есть и те, кто ходят в церковь, постятся, в большинстве своем, только в Великий пост, в общем, что-то соблюдают, что-то нет, считая это непосильным или не нужным.

Поэтому, православный ты человек или нет - зависит от того, что считать критерием в определении этого. Есть такое правило Вселенского Собора, если человек три воскресных дня подряд не посещал богослужения, без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Конечно, сейчас такое правило Церковь не применяет к людям. Но, человек, считающий себя православным должен применять его к себе сам. Если в церковь я три недели не хожу, не нуждаюсь в исповеди и причастии, не понуждаю себя к молитве, то какой же я христианин?

- Вместе с тем, существует весьма распространенное мнение, что необязательно ходить в церковь, главное верить в Бога в душе, ведь он же это видит. Так ли это?

- Если поглубже разобраться в жизни таких людей, то увидим, что это мнение не более чем отговорка. Ничего в этой жизни человек не меняет совершенно. И, если честно, никакого Бога там нет. Господь в душе человека не тогда, когда тот не отрицает Его существование, а когда человек живет Богом, живет Его заповедями и борьбой со своими страстями. Кто считает, что может жить обычной мирской языческой жизнью и при этом стяжать в себе благодать, тот глубоко ошибается. Даже человек, прилагающий к этому усилия и старающийся жить жизнью церковной, очень долго, очень сложно и тяжело исправляет свою душу.

Церковь основана самим Христом. Это не какая-то организация, созданная людьми. Это Боговдохновенный живой организм, в котором верующие во Христа объединены Таинствами церковными, объединены Духом Святым. Сам Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» (Мф. 16:18). Об этом же говорит и апостол: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Это очень глубокие слова. Церковь является тем стрежнем, той основой Истины в мире, той границей, которая не дает Истине исчезнуть в многообразии философских, языческих, мистических, еретических, магических «измов», вер, культов и т.п. Она удерживает верное понятие о Боге на протяжении истории человечества, благодать, Таинства и все то, что Господь оставил нам для нашего спасения. Тот, кто отвергает Церковь, отвергает от себя главное орудие нашего спасения. Приведу такую аллегорию. «Предо мною океан, но мне не нужен ваш корабль. Не хочу общаться с капитаном, грязными матросами. Я возьму лодку или смастерю плотик и сам поплыву один». Вероятнее всего, такой человек никуда не поплывет, а так и останется на берегу, продолжая ругать команду корабля. А если и поплывет, то погибнет. Может быть, со временем корабль обветшал, зато команда приобрела опыт, и она знает, как спасать людей.

- Вставая на путь христианства, мы частенько сетуем, что вроде бы ходим в храм, молимся, соблюдаем посты, а беды одна за другой валятся на наши головы. Те же, кто о Боге не вспоминают, живут себе припеваючи, не ведая особых напастей. Почему так происходит?

- Беды и скорби, которые случаются с нами, вовсе не свидетельство того, что мы Богу не угодны, а чаще всего наоборот. Кого любит Господь, того и наказывает. Для сравнения: вы же не будете воспитывать чужого ребенка как родного? Своего и наказать можно, и шлепнуть иногда. Бог – это не какой-то безучастный кармический закон. Он видит расположение каждого человека и попускаются различные обстояния, чтобы проверить его веру, чтобы сам человек познал свои немощи, чтобы в этих искушениях сердце человека стало более мягким. Мы часто относимся к Богу как язычники: «дай и подай». Но суть веры не в этом. Ее смысл в познании себя, в смирении перед Богом, в сокрушении своего сердца. И, все это, увы, бывает в скорбях. Ими мы и приближаемся к Богу, а людям, которые без Бога живут, зачем давать скорби, они и так ничего не получают. Хотя, общие скорби есть у всех.

Приведу Евангельский пример. Два разбойника висели с Христом, оба страдали за дело. Одному из них эти страдания послужили к спасению. Он сказал: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (Лк. 23: 41-42). Другой же возопил, почему это я страдаю? Если ты Бог, то давай спасай меня! Это образы, которые навсегда даны нам для нашего вразумления.

Мы существа падшие, после грехопадения наша душа растлена ядом греха. И смысл христианства в том, чтобы мы возжелали очистится от греха. А это без страданий невозможно. Поэтому, человек, который начинает идти ко Христу, и это почти закон, впадает в разные скорби. То на работе не складывается, то с родней склоки. Скорби –это принадлежность Христова. Все святые прошли через страдания. Это не случайно. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Когда человек страдает душа к Богу ближе. Но, это не говорит о том, что Он желает нам горестей. Не греши, не гордись – не будешь скорбить.

- Не зря святые отцы говорят, что гордыня начало и конец всякого греха…

- Гордыня – есть корень всякого греха, мать всех страстей. Это первый грех. От него погиб Ангел света, став дьяволом, и совершилось грехопадение людей. Но, вкусив запретного плода, богами наши прародители не стали, стали просто наги. Когда человек не может себя смирить, впав в гордыню, чаще всего теряет все, что было хорошего.

- А как смирить себя?

- Во-первых, не надо путать смирение со смиренчеством, когда человек, чтобы удовлетворить свои амбиции льстит начальству, становиться человекоудобным, хотя в душе его кипят бури страстей. Другое дело смирить себя перед Богом, принять страдания с терпением, не выпячивать свое Я.

- Отец Николай, чтобы стать православным, очевидно, что нужно много трудиться над собой. Ведь так? Что нужно для этого?

- Надо начинать читать. Можно слушать богословские лекции в записи. Я бы порекомендовать лекции Алексея Ильича Осипова. Прослушав его курс, думаю, человек ищущий постепенно поймет душой, что такое христианство. Господь говорит: «Царство Небесное силою берётся» (Мф.11:12), т. е. постоянными трудами, постоянным принуждением себя. Нельзя лежа на диване ждать благодати Божьей. Господь находится с нами в соработничестве, он благословляет, помогает, способствует, но за нас ничего не делает. Поэтому надо обязательно саморазвиваться духовно, учиться молитве, любить храм. Если что-то не понятно, потратить время на изучение. Нужно понимать - это вопрос не копеечный, это вопрос нашей участи, и, относиться к нему надо серьезно, а не так: что будет, то будет. А, ничего хорошего не будет, если не будем трудиться. Даже если человек встает на путь истинный, то его впереди ждет тяжелая борьба и со страстями, и со своими грехами, порожденными человеческой природой.

- Но, люди в большинстве своем немощны и не знают, как вступить на путь христианства.

- Начинать надо с малого. Не ругайтесь матом, не злоупотребляйте вином, не курите. Ведите себя с людьми по-человечески. Побольше молчите, поменьше сплетничайте. Читайте Евангелие, молитесь, ходите в храм, старайтесь полюбить духовное. Без этого, все остальное – пустые слова.

Беседовала Ирина Родина
Просмотров: 3133 | Добавил: Sokol-MC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: